Версия для слабовидящих

+7 (4742) 28-01-73 ; 27-02-12

Городской голова – Митрофан Алексеевич Клюев

1Городской голова в Российской империи – доверенное лицо горожан, представляющее их интересы перед государственными учреждениями, глава городского самоуправления [1].

Городским головой чаще всего избирался человек, уже заявивший о себе в городе, как уважаемый общественный деятель. В Липецке таким человеком был Митрофан Алексеевич Клюев – купец второй гильдии, происходивший из семьи, владеющей кожевенным производством. Не многие из прежних, да и современных руководителей нашего города могут быть удостоены такой искренней благодарности, как почётный гражданин города Липецка, городской голова с 1903 по 1917 годы Митрофан Алексеевич Клюев. В экспозиции Липецкого областного краеведческого музея «Уездный город» представлен портрет этого градоначальника, который видел своё призвание в служении на благо родного города. Благодаря воспоминаниям современников и архивным документам, мы можем узнать о его добрых делах и многочисленных полезных начинаниях.2

Созидательная деятельность

Липецкий градоначальник был одним из инициаторов и куратором строительства Никольского храма при тюремном замке (возведённого по проекту нашего земляка, видного российского и советского архитектора Ивана Павловича Машкова). 

Митрофан Алексеевич был избран старостой Никольского храма и постоянно вкладывал силы и средства на его содержание и украшение. Он жертвовал личные сбережения на роспись храма и церковную утварь, на покраску куполов и приобретение облачения на святой престол. На собственные средства городского головы при храме был создан церковный хор [2].

Городское реальное училище – самое крупное здание дореволюционного Липецка и Липецкая женская гимназия были построены при непосредственном участии Клюева.

При М.А. Клюеве в Липецке был проложен напорный водопровод, что благотворно влияло на развитие курорта «Липецкие минеральные воды», а, следовательно, и на процветание города в целом. При нём была возведена городская электростанция, появилась телефонная и телеграфная связь. Он лично ходатайствовал об открытии в Липецке нового кинотеатра.

3Благотворительность

Многие благотворительные проекты начала XX века в Липецке и Липецком уезде связаны с именем Митрофана Алексеевича. По его инициативе появилось городское попечительство о бедных в Липецке, при его непосредственном участии началась деятельность попечительства детских приютов в нашем городе, а в 1909 году была создана амбулатория для приходящих больных – первая городская поликлиника. Будучи умным и просвещённым человеком, городской голова осуществил организацию продажи газет в Липецке, для чего были приспособлены будки городовых [2].

Много лет М.А. Клюев являлся председателем Липецкого общества распространения научных и практических знаний имени Петра I, созданного по инициативе его друга - врача Липецкого курорта Михаила Павловича Трунова.

Благодаря бескорыстной деятельности членов общества и его председателя, в нашем городе были организованы музей, общедоступная библиотека, архив, учреждены стипендии для малоимущих учащихся и многое другое. 4

Митрофан Алексеевич являлся почётным смотрителем низшей ремесленной школы, председателем Николаевской женской богадельни, членом общества вспомоществования учащимся в учебных заведениях Липецка, членом местного правления Красного креста, Задонско-Липецкого общества рысистого коннозаводства.

Почётный гражданин города Липецка

Заслуги выдающегося главы города Липецка были высоко оценены властями: М.А. Клюев был награждён золотой медалью на Аннинской ленте и золотой шейной медалью на Владимирской ленте, а в 1912 году удостоен звания «Почётный гражданин города Липецка». С большой благодарностью вспоминали о нём и простые жители города. Так писал о градоначальнике липчанин Серафим Викторович Неверов: «Этот человек был высокообразованный, уравновешенный… Он имел рост средний, носил очки с золотой оправой, с седовато-рыжей бородой, с добрым улыбчивым взглядом, общителен к городским жителям. Часто по пути в городскую управу по дороге он сажал на линейку (легковая конная повозка на несколько человек) нужных ему людей, которые шли с каким-либо поручением и пока доедут до управы линейка полностью заполняется...». Благодаря заботам градоначальника, был облагорожен пруд верхнего железоделательного завода – его стенки были выложены камнем. Когда завершилась прокладка водопровода, «… горожане поминали добрым словом городского голову Клюева, как он избавил их от ходьбы по воду в ключи, это было мучительно и трудно…»[3].

5Митрофан Алексеевич был последним «мэром» Липецка перед Октябрьской революцией 1917 года. В нашем музее хранится листовка, датированная 4 марта 1917 года, в которой М.А. Клюев, принимая революционные изменения в стране, проявляет заботу о жителях города. Он призывает их к «воздержанию от всяких демонстративных выступлений и продолжению занятий мирным трудом,.. дабы неосторожным действием не принести вреда совершающемуся великому делу освобождения народного» [4].

Навсегда Митрофан Алексеевич остался верен родному городу и Родине. Даже в сложные послереволюционные годы, он предпочёл остаться в Липецке. 11 ноября 1924 года в возрасте 76 лет он скончался с диагнозом «кровоизлияние в мозг». Констатировал смерть его давний друг, врач Михаил Павлович Трунов. Похоронен М.А.Клюев на Преображенском кладбище Липецка [5].

Памятник выдающемуся градоначальнику 6

Переоценить заслуги этого деятельного руководителя города невозможно. Но, как известно, «Даже самые славные имена забываются, если их не вспоминать». Чтобы так не случилось с уважаемым и известным всему городу человеком, по инициативе Липецких краеведов, 15 июля 2006 года в сквере на улице Советской был торжественно открыт памятник Митрофану Алексеевичу Клюеву в преддверии его 160-летнего юбилея. Автор – скульптор В. Челядин, архитектор - С. Сошников. 
Высота постамента – 2 метра, высота памятника – 2,5 метра.В 2010 году на 63-й сессии Липецкого горсовета учреждена официальная муниципальная награда – медаль имени Митрофана Алексеевича Клюева. Она «является формой поощрения граждан, принявших активное участие в социально-экономическом развитии города Липецка и ведущих активную благотворительную деятельность» [6]. 

7Список источников:

1. https://w.histrf.ru/articles/article/show/gorodskoi_golova

2. Клоков А. Был в Липецке купец - всему городу отец / А. Клоков // Липецкие известия. - 2005. - 15 июня (№ 23). - С. 18. 

3. Воспоминания Липецкого мещанина С.В. Неверова // Фонды ЛОКМ

4. Листовка «Граждане города Липецка» //Фонды ЛОКМ

5. ГАЛО, ф. Р-18, оп. 3, д. 36, с. 44-44 об.

6. Решение 63-й сессии Липецкого горсовета депутатов 3-го созыва №1233 от 02.03.2010г.//Огни Липецка -2010 -5 мая (№ 5) – с.7

Зав. сектором дореволюционной истории Клокова З.А.

 

Предметы для чаепития из фондов ЛОКМ

Чай – один из самых популярных напитков во всем мире, поэтому в разных странах существуют свои чайные традиции. Но соблюдение этих традиций предполагает использование специальных предметов для чаепития. В России, при сервировке чайного стола помимо традиционных чайных сервизов, использовали приборы и приспособления, составлявшие особенность русского чаепития: начищенный до блеска самовар в паре с подносом, щипчики для колки сахара, стаканы с подстаканниками.

Чай в России

В Россию официально этот напиток попал впервые в первой половине XVII века. В 1638 году монгольский посланник Алтын-хана привез царю Михаилу Федоровичу Романову в качестве одного из ханских подарков чай –«китайскую сушеную траву» общим весом около 4 пудов (около 64 кг). Новый напиток испробовали – чай боярам не очень понравился, да это и понятно: на Руси в то время традиционно пили отвары из ягод и трав. Особой популярностью пользовался горячий сбитень – медовый настой с различными душистыми травами и пряностями. Поэтому, когда запасы привезенного чая кончились, о нем забыли [1].

Спустя 30 лет вернувшееся из Китая русское посольство вновь доставило чай ко двору. На престол уже взошел второй царь из династии Романовых, Алексей Михайлович, а чай в России все еще не был востребован. Помог случай. По одной из версий, у государя заболел кишечник, и не помогали никакие лекарства. Тогда царский лекарь от безысходности решил попробовать в качестве лекарства чай – и помогло! После этого по решению придворного врача чай был причислен к лечебным напиткам и почти столетие продавался в московских аптеках как лекарство [1] .

Начало распространения чая в России связано с европейской модой на чай, возникшей в XVIII веке. Первоначально этот ароматный напиток подавали к столу у представителей богатых сословий, которые следили за всеми европейскими новинками.

В России почти до конца XVIII века чай можно было купить только в Москве на ярмарках, куда его доставляли из Европы, или напрямую, с китайской границы. Путь чая был очень долгим, поэтому из-за высоких транспортных затрат стоимость его в России оставалась очень высокой вплоть до середины XIX века. Фунт (400 граммов) «караванного» чая в Москве в середине XVIII века стоил столько же, сколько 50 кг зернистой икры [1].

 В начале XIX века чай был исключительно дворянским напитком, так как цены на него были очень высоки, но к концу XIX столетия он значительно подешевел и стал общедоступным продуктом. Это произошло потому, что с конца XIX века чай начали разводить на территории современной Грузии, а с 1901 года – на территории современного Краснодарского края. К началу XX века русские купцы вели активные поставки чая в страны Восточной Европы, Турцию, Иран [2].

Традиция русского чаепития возникла примерно в 40-е годы XIX столетия, когда чай начал свое торжественное шествие по России. В это время появляются и развиваются различные производства, связанные с употреблением чая: сахарное, посудное, самоварное и многие другие.

Чайная сервировка

Поскольку способ употребления чая в Европе, а затем и в России отличался от китайских традиций, то и посуда для европейского чаепития выглядела иначе. 1Европейцам пришлось изобретать посуду и способы заваривания чая, определяя тем самым собственные традиции чаепития и круг предметов, для него предназначенных

Так, добавление в чай сливок и молока – европейское изобретение, не встречающееся в традициях китайского чаепития, - привело к появлению таких предметов чайной сервировки, как сливочник и молочник [3].

В Китае чайная посуда на протяжении многих столетий оставалась неизменной, так как китайцы ценили своеобразие каждого предмета. А в российской бытовой культуре XIX века наличие разномастных предметов чайной сервировки воспринималось как проявление безвкусицы, бедности и низкого социального положения.

В XIX веке в европейских странах традиционная чайная сервировка включала в себя: чайницы, чашки с блюдцами, чайник для заварки и чайник для кипятка, сахарницы, молочники и сливочники, чайные ложечки, десертные тарелки, щипчики для сахара, ситечки и т.д.

2

Предметы из чайного сервиза: вазочка, молочник, чайник для заварки, сахарница, чашки с блюдцами. Фарфор. Конец XIX века. Из фондов ЛОКМ.

 

3Отличительной особенностью чаепития по-русски было и остается чаепитие с едой и сладостями. Поэтому русская чайная сервировка, помимо обычного набора чайной посуды, включала в себя посуду для десертов: вазочки, конфетницы, креманки самых разных форм. В них подавались печенья, пирожки, пироги, конфеты, варенье, мед.

Среди предметов чайной сервировки особо выделялись чайницы, в которых хранилась сухая заварка. Главная отличительная особенность чайниц – наличие плотно закрывающейся крышки для герметичности емкости.

4Одним из важнейших продуктов русского чаепития является сахар. До XVII века сахар ввозился в Россию со всех концов Европы, Азии и Африки и долгое время был наряду с кофе и шоколадом колониальным товаром. Привозной сахар был очень дорогим, поэтому почти все сладкие блюда в России готовились на меду. Сахарное производство появилось в России только в начале XVIII века, когда царь Петр 1 запретил ввоз в страну иностранного сахара (кроме сахарного песка). В 1719 году в Петербурге был построен первый сахарорафинадный завод, который работал на привозном сырье – тростниковом сахаре-сырце. И только после Отечественной войны 1812 года русские дворяне, вернувшись из Франции, где в начале XX века уже производили сахар из свеклы, начали осваивать сахарное производство в своих имениях [1].

Сахар, поставлявшийся с сахарных фабрик в бакалейные лавки для продажи, отличался специфическим видом. В процессе выпаривания на фабриках он приобретал характерную цилиндрическую форму. Верхняя, несколько зауженная часть такого цилиндра, обычно остававшаяся неупакованной, имела характерное закругление, напоминавшее голову. Оно-то и дало название всему куску – «сахарная голова».

Привычка экономить сахар привела к тому, что в России стали пить чай с сахаром вприкуску и внакладку. В первом случае сахар откусывали от небольшого кусочка, во втором – размешивали непосредственно в чае. Чай внакладку считался дорогим удовольствием, которое могли позволить себе только богатые семьи.

Сахар к столу подавался в виде довольно больших кусков неправильной формы, которые на кухне предварительно отпиливались или откалывались от сахарных голов. Размер сахарных голов был весьма велик и по весу колебался от 5 до 10 кг. Дробилась такая глыба специальным приспособлением, которое называлось нож-колун. Это были огромные щипцы, одна сторона которых была прочно закреплена на деревянной подставке, а другая – верхняя – свободно поднималась и опускалась, позволяя раскалывать огромные куски сахара.

Сахар можно было купить не только в форме «сахарной головы», но и в виде кусочков: колотый (неправильной формы) и пиленый (ровно отпиленных кусочков), но стоил такой сахар гораздо дороже.

Раскалыванием и распиливанием «сахарных голов» занималась прислуга, а за чайным столом пользовались уже другими предметами – щипчиками для колки сахара на мелкие кусочки (застольными). Самые известные из них – небольшие по размеру щипчики в виде секатора, внешне напоминающие слесарные кусачки [1].

56

Щипчики для колки сахара (застольные). Из фондов ЛОКМ.

Самовар

7Главным символом традиционного русского чаепития считался самовар. По традиции в центр стола, покрытого красивой скатертью, ставился самовар на подносе, который предохранял стол от нагрева и продавался в комплекте с самоваром. Когда вода в самоваре закипала, сверху на него устанавливался заварочный чайник. «Смеркалось. На столе, блистая, шипел вечерний самовар, китайский чайник нагревая…» [4].

Официальной датой рождения русского самовара, согласно письменным упоминаниям, считается середина XVIII века, а именно 1745 год.  Первые образцы «русской чайной машины», как называли наш  самовар европейцы, были изготовлены на Урале, в центре металлургии и металлообработки.

8Самовар – уникальный прибор, который создали русские мастера, взяв за основу различные нагревательные приборы разных национальных культур. Конструкция самовара оказалась настолько совершенной, что в течение всего последующего времени его устройство оставалось практически неизменным, при этом менялись формы, размеры, оформление и материалы, из которых изготавливали самовары.

Во второй половине XVIII века самовары производились на Урале, в Пермской и Московской губерниях, а также в некоторых крупных российских городах. С 20-х годов XIX века роль самоварной столицы Российской империи стала играть Тула, где первая самоварная фабрика было основана оружейниками Лисициными еще в 1778 году. Через столетие в Туле уже насчитывалось 60 самоварных предприятий. Тульские самовары считались самыми лучшими.

9Самовары выпускались различных форм, любых размеров и стоимости. Самой распространенной моделью самовара была «Ваза». Выпускались также модели «Цилиндр», «Рюмка», «Шар», «Репа» и многие другие.

В начале XX века самая дешевая из моделей самоваров – «банка», имевшая  цилиндрическую форму, продавалась на вес: пуд (16 кг) стоил от 18 до 40 рублей (в пересчете на современные деньги – от 1350 до 3000 рублей за кг) [1].

Объем самоваров был от 1 до 10 литров, но для буфетов, трактиров, кабаков, почтовых станций изготавливались многоведерные самовары-великаны. Этот вид самоваров так и назывался – трактирный. В общественных местах, например, на железнодорожных станциях, кипяток нередко предоставлялся бесплатно. И.А. Бунин в своем романе «Жизнь Арсеньева» писал: «С подножки поезда соскакивают люди с чайниками в руках, … спешат в буфет за кипятком» [5].

Подстаканник

В первой четверти XIX века вошли в употребление подстаканники. Они получили распространение после войн, которые Россия вела с Турцией и Ираном в течение первой трети XIX века. Маленькие узкие подстаканники применялись иранцами при традиционном чаепитии – они позволяли держать в руке небольшой стакан грушевидной формы с горячим чаем, не обжигая ладоней.

Подстаканники русской работы были значительно больше по размеру, отличались изысканной отделкой и часто изготавливались из серебра или серебрились. 10Начало массового производства подстаканников относится к концу XIX века. В это время широкое распространение получают изделия из мельхиора (мельхиор – сплав меди, никеля и цинка, внешне очень похожий на серебро). Предметы из «нового серебра» становятся популярным заменителем драгоценного металла. Такое столовое «Серебро» становится доступным для людей среднего и скромного достатка [1].

Чай из стаканов с подстаканниками пили только мужчины, дамам чай было положено пить из маленьких чашек. В конце XIX века подстаканники вошли в моду и стали популярным подарком. Стаканы из стекла считались посудой для бедных, поэтому хрустальные стаканы в серебряных подстаканниках, которыми пользовались люди состоятельные, стали символом социального статуса.

Так повелось, что в России без чая не обходилось ни одно значимое событие в семье или прием гостей. Все важные дела, семейные новости, радостные и печальные вести, зачастую обсуждались именно за чаем, потому что чай в России – это беседа, чай – это разговор, чай – это живое человеческое общение. Недаром есть русская пословица «чай не пить – как на свете не жить».

В наши дни традиции чайного застолья стали забываться. Многие предметы для чаепития уже вышли из употребления, стали музейной редкостью.    В фондах Липецкого областного краеведческого музея бережно хранятся эти вышедшие из моды старинные приспособления для русского чаепития, чтобы будущие поколения знали и помнили о замечательных чайных традициях своих предков.

Список источников:

  1. Басманова Э.Б. Пейте чай, мой друг старинный…Чай, обычаи чаепития и чайный этикет в русской бытовой культуре XVII – начале XX века. Ульяновский дом печати, 2016. С.13-263
  2. Соколов И.А. Чай и чайная торговля в Российской Империи в XIX - начале XX веков. М., 2010. 392 с.
  3. Шатилова Л.И. Чай в Европе. От экзотики к традиции. Гос. Эрмитаж. - Санкт-Петербург: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2008. С.8-9
  4. А.С. Пушкин. Евгений Онегин.
  5. И.А. Бунин. Жизнь Арсеньева.

Младший научный сотрудник экскурсионно-выставочного отдела Торшина О.Б.

 

Профессор архитектуры И.П. Машков

Наш край – родина известного российского и советского архитектора - Ивана Павловича Машкова. В фондах Липецкого областного краеведческого музея хранится уникальный документ – воспоминания И.П. Машкова, написанные им в 1944 году.

«Прожито более семидесяти семи лет, - никаких дневников и записей я не вёл и только теперь задумал писать свои воспоминания. Многое, конечно, забыто, исчезло из памяти, но всё же и в таком виде может быть представит некоторый интерес для моих милых дочерей, внуков, а возможно и правнуков, а потому и посвящаю им эти записки», - писал в своих воспоминаниях И.П. Машков [1].

Детские годы

1Будущий известный архитектор родился 1 января 1867 года в городе Липецке в семье кузнеца. Его отца звали Михаил Евдокимович Соколов, мать – Евфимия Денисовна.

У Ивана сохранились тяжёлые воспоминания о детстве. Он рано потерял родителей и вместе с сёстрами был отдан сестре их матери – Татьяне Денисовне, имевшей и без того большую семью. Стали подыскивать в городе бездетную семью, которая смогла бы взять к себе на воспитание кого-нибудь из осиротевших детей. В 1875 году Иван стал приёмным сыном Павла Карповича и Наталии Ефимовны 2Машковых. «Так вместо Ивана Михайловича Соколова – я стал Иваном Павловичем Машковым», - писал в своих воспоминаниях Иван Павлович [1].

Павел Карпович Машков имел небольшой магазин на Базарной площади (ныне Первомайская улица), там же была и квартира Машковых. Приёмные родители относились к Ивану как к родному. Одним из ярких впечатлений детства были ярмарки: «Каждый год 15 августа проходила Успенская ярмарка, которая работала 3 дня. На ярмарке было много интересного для детей: сладости, фрукты, балаганы с Петрушкой» [1].

Близкой семье Машковых была семья Леонида Никандровича Великолепова, женатого на племяннице приёмной матери Ивана, Вере Алексеевне. Большое влияние на развитие Ивана оказал Леонид Никандрович, который был учителем географии и истории, а потом штатным смотрителем Липецкого уездного училища. Ещё один человек, повлиявший на судьбу Ивана Машкова - Алексей Ефимович Андреев – отец Веры Алексеевны и брат приёмной матери. Алексей Ефимович был учителем рисования и чистописания, а также землемером и строителем, затем исполнял обязанности городского архитектора.

Когда пришло время учиться грамоте, Иван Машков поступил в Липецкое уездное училище. Училище оставило у Ивана только хорошие воспоминания: «При переходе из класса в класс я получал награды – книги с надписями и подписями учителей», - вспоминал И.П. Машков.

В 1870-х годах умер приёмный отец Ивана Павловича, и приёмная мать распродала всё имущество. Первое время их приютила семья Великолеповых. В это трудное время перед Иваном Машковым встал сложный вопрос выбора дальнейшего жизненного пути. На помощь пришёл Алексей Ефимович Андреев, который научил его чертить, снимать с натуры планы местности. Приобщаясь к черчению, обмерам планов зданий, основам архитектурного проектирования, юноша проявлял незаурядные способности в области архитектуры.  

Приёмная мать Наталия Ефимовна, несмотря на все трудности, не отдала Ивана в торговое дело, а отвезла в Москву, чтобы попытаться поступить в Училище живописи, ваяния и зодчества. В 1881 году Иван Павлович в возрасте 14 лет поступил в головной класс училища живописи, ваяния и зодчества Московского художественного общества, которое он окончил в 1885 году с малой серебряной медалью и получил большую серебряную медаль за дипломный проект. С этого времени началась активная творческая жизнь, принесшая Машкову известность.

Архитектурная деятельность

3Первые самостоятельные шаги И.П. Машков делал в качестве помощника архитекторов Александра Степановича Каминского, Константина Михайловича Быковского и Августа Егоровича Вебера. В Липецке по проектам Машкова были построены: Никольская церковь (ныне действующий Храм Николая Чудотворца на улице Площадь Торговая, 16), земская больница и женская гимназия (здания снесены), а в  Ельце - здание банка, которое является в настоящее время объектом культурного наследия регионального значения и подлежит государственной охране. В 1895 году Машков был назначен Московской городской управой на должность городского архитектора. От частных лиц и общественных организаций он получал заказы на проектирование жилых и общественных зданий.

4В Москве Машков спроектировал целый ряд общественных зданий, среди них: городской ломбард, клинический корпус в Лефортово, больничный корпус Преображенской больницы, здание обсерватории Межевого Института, Концертный зал, приспособленный позже под театр на Малой Бронной, и другие уникальные здания. В 1909 году совместно со скульптором Сергеем Михайловичем Волнухиным он создал памятник первопечатнику Ивану Фёдорову.

В 1895 году И.П. Машков был избран членом  Императорского Московского археологического общества, вскоре стал его Учёным секретарём, а затем товарищем (заместителем) председателя, занимаясь изучением, охраной и реставрацией памятников древнерусского зодчества. Благодаря содействию Ивана Павловича в 1910-х гг. была проведена реставрация иконостасов Древне-Успенской церкви в городе Липецке [2].

После революции 1917 года Машков оставил проектную деятельность и занял пост старшего архитектора отдела проектирования при Моссовете, фактически исполняя обязанности главного архитектора города. Участвовал в разработке первого Генерального плана развития «Новая Москва».

Научно-педагогическая деятельность

В 1888 году началась педагогическая деятельность И.П. Машкова в  Училище изящных искусств, затем она продолжалась в Училище живописи, ваяния и зодчества, в Московском архитектурном и строительном институтах, где он заведовал кафедрой архитектуры. Среди многочисленных учеников Машкова были знаменитые художники – Константин Фёдорович Юон, Кузьма Сергеевич Петров-Водкин, архитекторы – Виктор Дмитриевич Кокорин, Сергей Александрович Торопов, скульпторы – Анна Семёновна Голубкина, Сергей Тимофеевич Коненков и другие [3].

В 1930-х годах И. П. Машков писал учебники по архитектуре, консультировал советских строителей и архитекторов.

55 июля 1937 года по решению Президиума  Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета (ВЦИК) И.П. Машкову в связи с его пятидесятилетней работой в области архитектуры было присвоено звания Героя Труда [4].

Умер И.П. Машков 12 августа 1945 года и был похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

6И.П. Машков прожил долгую и плодотворную жизнь. В Липецком областном краеведческом музее хранится мемориальный фонд И.П. Машкова, в котором находятся его проекты, публикации, личные вещи. Все эти предметы передали в музей потомки Алексея Ефимовича Андреева, Леонида Никандровича Великолепова и Ивана Павловича Машкова.

В экспозиции «Уездный город» нашего музея можно увидеть личные вещи, принадлежавшие И.П. Машкову: циркуль, уровень, записную книжку.

 

 

Список источников:

  1. Воспоминания И.П. Машкова, 1944 // ЛОКМ.
  2. Электронный ресурс: http://www.gosdirekcia.ru/news?id=500.
  3. Кукрак С.И. Судьба зодчего // ЛОКМ.
  4. Архитектор И.П. Машков – Герой Труда // Архитектурная газета, №53 (197), 18 июля 1937 г.

Заведующая отделом экскурсионно-выставочной работы Ю.В. Доргобузова

 

На страже рубежей. Подводная лодка «Липецк»

Весной 2018 года в Липецкий областной краеведческий музей была доставлена необычная посылка - два больших деревянных ящика, укомплектованных специфическим материалом: аварийно-спасательным снаряжением, коммутаторами телефонной связи, книгами, учебными пособиями, инструкциями, картами. Все эти предметы – бывшее бортовое имущество подводной лодки Б-177 «Липецк» – прибыли к нам из города Полярный Мурманской области по распоряжению командира субмарины капитана 2-го ранга Андрея Николаевича Ковалева.

1

Подводная лодка «Липецк». Фотография из фондов ЛОКМ

Вскоре музей получил по электронной почте  коллекцию фотографий о жизни личного состава, его трудовых буднях и спортивных достижениях. Так началось сотрудничество  музея с экипажем подлодки, позволившее собрать большой комплекс материалов по истории Б-177 «Липецк».

История подводной лодки «Липецк»

27 июля 2021 года исполняется 30 лет со дня спуска на воду большой дизельной подводной лодки Б-177, сооруженной на судостроительных 2верфях завода «Красное Сормово» в г. Горьком (ныне – Нижний Новгород).  Испытания боевой машины проходили на Черном море в Севастополе и совпали с распадом Союза Советских Социалистических Республик,  произошедшим 26 декабря 1991 года. Украина, в состав которой входил полуостров Крым, еще раньше, в августе, объявила о своей независимости. 31 декабря 1991 года на подлодке Б-177 в Севастополе был поднят флаг Военно-Морского Флота СССР, она вошла в состав ВМФ СССР.

 

3

Подъем флага ВМФ СССР капитаном 3 ранга А.А. Жучковым г. Севастополь, 31 декабря 1991 г. Фотография из фондов ЛОКМ

С тех пор эта дата является годовым праздником корабля. 17 января 1992 года, отказавшись присягать Украине, экипаж корабля под 4командованием  капитана 3 ранга Александра Андреевича Жучкова первым на российском флоте поднял Андреевский флаг. В феврале того же года подлодка ушла из Севастополя, совершив беспрецедентный полуторамесячный переход из Черного моря в Баренцево, в город Полярный – старейшую базу Северного флота России [1].

В 1992 году подводная лодка Б-177 вошла в состав сил постоянной готовности Краснознаменного Северного флота. С тех пор экипаж неоднократно участвовал в боевых службах и учениях, выполняя задачи командования в различных акваториях Мирового океана [1]. На его счету  десятки обнаружений иностранных субмарин у российских границ, 15 боевых служб и дежурств в Норвежском и Баренцевом морях, участие в отечественных и международных испытаниях новой техники и вооружения.        

5Личный состав подлодки постоянно совершенствует свое боевое мастерство. Неоднократно Б-177 «Липецк» была признана лучшей дизельной подводной лодкой на Северном флоте; побеждала на межфлотских соревнованиях «Кубок моря» - конкурсе профессионального мастерства военных моряков; трижды завоевывала призы Главнокомандования ВМФ России по торпедной подготовке среди дизельных подводных лодок ВМФ [1]. Название «Липецк» подводная лодка Б-177 носит с 27 июня 2000 года, когда Приказом № 027 Главнокомандующего ВМФ РФ ей было присвоено имя нашего города.

 

6

Митинг в честь присвоения подводной лодке названия «Липецк», г. Полярный, декабрь 2000 г. Фотография из фондов ЛОКМ

В том же году между городской администрацией и экипажем подлодки был заключен договор о сотрудничестве. С этого времени липчане, осуществляя всестороннюю шефскую помощь экипажу субмарины, вносят свой собственный вклад в укрепление боеспособности Северного флота.

Свидетели истории

7Материалы, поступившие в 2018 году, чрезвычайно разнообразны и интересны не только рядовому посетителю, но и серьезному исследователю. Большое количество фотодокументов разных лет, книги, плакаты, карты, учебные пособия, инструкции дают полное представление о тяжелой и опасной работе подводника. Среди наиболее значимых экспонатов – памятный знак «Подводная лодка Б-177 «Липецк». 25 лет со дня подъема военно-морского флага.1991-2016»; личная книжка вахтенного офицера  капитан-лейтенанта Ковалева А.Н. (с 2007 года – командира корабля) с  записями расчетов и схем, необходимых для успешного выполнения боевых заданий и безаварийной работы субмарины.

 В коллекции также представлены:  вспомогательный якорь подлодки с повышенной держащей способностью, а также флаги ВМФ РФ: Военно-морской (Андреевский) – кормовой флаг российских военных кораблей и подводных лодок и гюйс – носовой флаг корабля, который поднимается на подлодке во время стоянки на якоре. Он представляет собой полотнище красного цвета с белым вертикальным и синим диагональным крестами, наложенными друг на друга.

Интересным экспонатом является небольшого размера стальная табличка под названием «Сигналы стуком для переговоров водолазов с личным составом подводной лодки», на которой в определенной последовательности выбиты буквы русского алфавита и соответствующие им цифры. Табличка крепится на посту гидроакустика - подводника, работающего с аппаратурой по обнаружению и определению звуковых сигналов, и используется в экстренных случаях неисправности или сбоя в системе боевого корабля.

В условиях, сопряженных с опасностью для жизни и здоровья личного состава, каждый член экипажа имеет индивидуальное, подобранное строго по размеру, аварийно-спасательное снаряжение. Гидротермокостюм спасательный ГТКС-2004 разработан ЗАО «Научно-производственная фирма «Северо-Западное морское агентство» и предназначен для поддержания человека на поверхности воды в течение длительного времени. Изготовленный из ярко-оранжевого синтетического непромокаемого материала, термокостюм способен защитить от переохлаждения в воде температурой от -1 до +30 градусов в течение не менее 6 часов. Термокостюм снабжен спасательным линем (ремнем), подголовной подушкой, огнем поиска (световым сигнальным устройством) и светоотражающей лентой для облегчения обнаружения терпящего бедствие человека [2].

8Составной частью комплекта ССП (спасательного снаряжения подводника) является оранжевый резиновый гидрокомбинезон СГП-К, используемый вместе с изолирующим дыхательным аппаратом ИДА-59М для покидания подводной лодки «мокрым» путем через спасательные люки, торпедные аппараты, рубку. Это, по сути, водолазный костюм, оснащенный всем необходимым для нахождения под водой на глубине до 220 метров, а также системой, ограничивающей темп подъема с глубин для предотвращения у человека кессонной болезни [3]. Изолирующий дыхательный аппарат ИДА-59М  весом не менее 10 килограммов крепится к гидрокомбинезону с помощью шлангов, резиновых трубок и ремней. Он регенеративный, с замкнутым типом дыхания, в системе находится устройство (коробка) для очистки выдыхаемого углекислого газа и обогащения кислородом дыхательной газовой смеси [4].

В комплексе предметов индивидуальной защиты личного состава есть также аппараты портативные дыхательные (ПДА) в футлярах розового цвета, предназначенные для одноразового использования, противогаз и дыхательная маска к ИДА-59М. Среди бортового оборудования Б-177 «Липецк» - два судовых коммутатора советского производства СТК 8Н и 4Н, использовавшиеся для телефонной связи ГКП (главного командного пункта) с постами подлодки [5].

Этот богатый материал лёг в основу выставки «Подводная лодка «Липецк»: на страже рубежей», посвященной боевому пути доблестной субмарины, носящей имя нашего родного города.

9

Выставка «Подводная лодка «Липецк»: на страже рубежей», 2018 г. ЛОКМ

Презентация этой выставки состоялась в июле 2018 года. Почетными гостями выставки стали подводники и члены их семей, а также представители Липецкого общественного шефского совета, оказавшие музею помощь в организации выставки и комплектовании коллекции.

После окончания работы выставки сотрудничество с экипажем подводной лодки Б-177 «Липецк» продолжается, в настоящее время наш музей ожидает поступления новых экспонатов по истории доблестной субмарины.

      Список источников:

  1. Подводная лодка Б-177 «Липецк» 161 бригады подводных лодок Северного флота. Полярный, 2016. / фонды ЛОКМ
  2. Гидрокостюм спасательный ГТКС-2004. Инструкция по эксплуатации. Санкт-Петербург, 2009. /фонды ЛОКМ
  3. Гидрокомбинезон СГП-К-ОМVП40. Комплектность №1. Руководство по эксплуатации. Россия, 2000-е гг./ фонды ЛОКМ
  4. Аппарат изолирующий дыхательный ИДА-59М. Снаряжение спасательное подводника. Москва, Военное издательство, 1984. / фонды ЛОКМ
  5. Акт ПП №119 от 05.11.2018 г.

Зав. отделом истории Селезнёва Н.Е.

 

Экспонаты – космонавты

12 апреля 1961 года вошло в историю планеты Земля как день первого полета человека в космос. Советский летчик-космонавт Юрий Алексеевич Гагарин открыл эру освоения космического пространства, совершив свой первый, ставший впоследствии легендарным, полет.

За прошедшие десятилетия с момента первого полета в космос многое изменилось. Теперь пребывание космонавтов на околоземной орбите – довольно обыденная вещь. В 1998 году была построена Международная космическая станция (МКС), функционирующая и поныне. На сегодняшний день на борту станции работает шестьдесят пятая долговременная экспедиция, в которую входят девять человек, в том числе и трое россиян [1].

В Липецком областном краеведческом музее хранятся два экспоната-космонавта, которые побывали в космосе. Это Памятный знак Липецкой области «Развитие через инвестиции» и Флаг Липецкой области. В декабре 2015 года они были доставлены на борт МКС и шесть месяцев находились на околоземной орбите [2].

2

Слева - Памятный знак Липецкой области «Развитие через инвестиции». Справа - Флаг Липецкой области. Липецк, 2015 г. Из фондов ЛОКМ.

На Флаге Липецкой области в правом верхнем углу виден оттиск печати российского сегмента Международной космической станции с памятной датой 15 февраля 2016 года – в это время флаг находился на борту МКС. Путешествие знака и флага Липецкой области в космос было посвящено 55-летию полета первого космонавта Юрия Гагарина.

Липецкий край имеет особую связь с космонавтикой. В Липецком авиацентре в разные годы обучались и проходили переподготовку 28 членов отряда космонавтов СССР и России. В 1960-х годах переучивались в нашем авиацентре знаменитые летчики-космонавты, Герои Советского Союза Герман Титов и Алексей Леонов. А в 2002 году работал на Международной космической станции и наш земляк, уроженец Становлянского района Сергей Трещёв.

Предметы, побывавшие в космосе, экспонируются в зале открытого хранения фондов «История России в монетах» на 1 этаже. Здесь же находятся сертификаты, подтверждающие факт пребывания представленных предметов на Международной космической станции. Оба документа заверены подписью начальника центра подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина Героя Российской Федерации летчика-космонавта Ю.В. Лончакова, который в начале 1990-х годов учился в Липецком авиацентре, осваивая новые виды авиационной техники [3].

3

Из фондов ЛОКМ

Со дня первого полета человека в космос минуло 60 лет, исследования космического пространства продолжаются и впереди нас ожидают новые интересные открытия.

Список источников:

  1. https://sputnik.by/technology/20210409/1047345994/Gagarin-doletel-do-MKS.html
  2. https://gorod48.ru/news/358209/
  3. https://lipetskmedia.ru/news/view/145060-Lipyetskiye_kosmonavti_.html

Заведующая сектором этнографии отдела фондов Е.В. Селезнева