04 октября в 16. 00 ч. «Художественный музей им. В.С.Сорокина – Дом Мастера» открывает выставку «Сергей Герасимов и его современники» из фондов Рязанского художественного музея.
Выставка представлена в рамках музейной программы « Встречи и судьбы», которая знакомит посетителей с творчеством художников «ближнего круга» нашего земляка В.С. Сорокина. На сей раз экспозиция посвящена С. В. Герасимову, в мастерской которого – в Суриковском институте учился известный липецкий художник. В подборку из 30 произведений вошли работы не только самого педагога, но и его воспитанников, коллег, друзей-единомышленников.
Сергей Васильевич Герасимов (1885–1964) – выдающийся русский и советский живописец, представитель русского импрессионизма, создавший целый ряд эталонных соцреалистических картин, мастер книжной иллюстрации, портретист, педагог. Доктор искусствоведения, профессор, директор МГХИ им. В. И. Сурикова в 1943—1948 годах, первый секретарь Правления Союза художников СССР в 1958—1964 годах.
Истоки образного мира С. В. Герасимова, находятся в родном Можайске. На выставке несколько можайских мотивов. Наряду с пейзажами и лиричной камерной картиной «Весна», где девичья фигура в сумерках на фоне сирени напоминает о работах его учителя – К. А. Коровина, представлен любимый автором жанр картины-воспоминания. В композиции «Поречье», изображающей бывшее имение Уваровых, действительность объединена со впечатлениями юности и миром русской литературы.
С. В. Герасимов обращался и к иллюстрации, став ещё в 1930-е годы одной из серьёзных величин отечественной книжной графики. Чёрно-белые листы к пушкинской «Капитанской дочке» свидетельствуют о широте подхода иллюстратора к своей задаче: сцены воссоздают общую панораму неспокойного российского прошлого с его цельными характерами и будничным героизмом.
Биография и художественное развитие С. В. Герасимова неразделимы. Полотно «Кавказ. Горцы» напоминает о поездке на Кавказ в середине 1930-х годов, солнечная акварель «Узбечка» – об эвакуации в Самарканд, а «Паламиди» – историческую крепость в Греции.
Особое место на выставке отведено большеформатному полотну «Лето. Пейзаж со стадом». В нем лирические интонации уступают место эпическим нотам – перед зрителем предстает синтетический образ русской природы в приподнятом колористическом и эмоциональном звучании.
Ближайший дружеский круг С. В. Герасимова составляли Н. М. Чернышёв, М. С. Родионов, М. А. Добров. Глубоко порядочные люди, успевшие выучиться профессии в эпоху Серебряного века, они познакомились в молодости. Среди других коллег С. В. Герасимова уже по ВХУТЕМАСу и, затем, Московскому художественному институту (с 1948 – имени В. И. Сурикова) были В. А. Фаворский, П. Д. Покаржевский.
Всего С. В. Герасимов преподавал в течение полувека. Судить о «школе Герасимова» позволяют произведения В. К. Нечитайло, М. Ю. Кугача, Г. М. Коржева, В. Ф. Стожарова. Несмотря на ярко выраженную индивидуальность, каждому из этих художников свойственна подчёркнутая ответственность перед искусством. Главная заслуга Герасимова-педагога заключена как раз в передаче ученикам характерного для русской традиции понимания искусства через этическое начало, высоте которого должно соответствовать и живописное мастерство.